условия
конкурса
общение жюри история оргкомитет выставка призы и
победители


Нет.арт и искусство в сети

Я прочитал утверждение в газете, которое было частью статьи о Виме Т. Скиперсе (Wim T. Schippers), голландце (известен как художник группы Fluxus). В нем говорилось, что хорошая художественная работа готовится как убийство: она должна быть точной, совершенной и создаваться в полной секретности. Это очень напоминает сетевое искусство. Описывать некоторые его аспекты - это почти предательство, потому что возможно одна из художественнных форм, обладающая потенциалом разрушительной силы и неожиданности в этом направлении искусства, уже была реализованной в прошлом.

Первое, что пришло мне в голову после прочтения посланий Дэвидса (Davids) и Кэри (Carey) было: О чем они говорят? Какое еще искусство в сети? Что такое сетевое искусство? Как должно знать большинство пользователей Nettime там, кажется, есть такая группа, называемая net.art, которая организуется и действует на перефирии Nettime. Я пытался найти объяснение утвердившегося за этой группой названия net.art. Описания Кэри немного ближе истинному положению вещей, чем Дэвида, но они так же академичны, и в этом направлении оба усматривают слишком много из перспективы старого искусства, которое никогда не уживалось с вещами в роде перформансов или мэйл-арт и развивалось в виде дискурса, главным образом, о задыхающемся и неподходящем.

Связь с видеоартом - хорошо, но меня это, на самом деле, не беспокоит.
Видео никогда не имело того потенциала, который имеет сеть. Оно имело иллюзию его, и до сих пор имеет. Приход camecorder для некоторых людей выглядел приобретением возможности больших медиа, таких как ТВ. Это было подобно разаблачению Фаты Морганы. Эта технология требовала передать видео тому направлению, которое всегда было и остается, даже с появлением RealVideo делом больших денег, больших машин и, как следствие, бюрократии. RealVideo должно, наконец, положить конец этому в будущем, но мы не знаем, как Интернет будет развиваться (я имею в виду реструктуризацию). Видео, однако, никогда не имело реального шанса стать такой средой как сеть.

Было бы правильнее сравнивать развитие сети с ранними днями радио, что сделал, например, Зигфрид Зелинский (Siegfried Zielinski).

Проблема обсуждения сетевого искусства всегда в том, что люди, включающиеся в дискуссию приходят из двух оппозиционных групп: мира искусства и мира сетевого искусства, правда, с исключениями, как Роберт Адриан (Robert Adrian). Итогами проходившей в Ноябре в Бали (Амстердам) конференции "Объекты и пикселы", организованной датским журналом Metropolis M, стал вывод о том, что искусство new media не достойно серьезной дискуссии о нем как об искусстве. Причину этого я вижу не столько в недостатке информации, сколько в нехватке понимания. Давать определение искусству не на основании материала, а исключительно концептуально - до сих пор еще реальный подход. Действительность и мир вокруг нас соприкасается и играет с использованием media. Эти новые соединения, не только механизмов, но и значений используют инструменты коммуникации как среду в непривычных комбинациях и контекстах.

Кто-то сказал мне, что Кэти Рай Хоффман (Kathy Rae Huffman) пыталась применить термин "коммуникативное искусство" ко всем направлениям, связанным с электронными media, включая mail-арт, перформансы, telematic-арт. Мне больше нравится называть это media-арт, на мой взгляд это media в чистой форме.

Коммуникативное искусство (давайте использовать этот термин) играет с социальным контекстом. Оно изобретает пути бегства для идей, которые подавляются в усиливающимся диктатом моды, денег, политических течений разных типов. Это один из вариантов сетевого искусства, который полностью игнорируется в большинстве дискуссий о media-искусстве.

В качестве примера я назову работу Хита Бантинга (Heath Bunting). Он комбинирует коммуникативные аспекты граффити и указатели в общественных местах с Интернет , демонстрируя их как общедоступную собственность, каковой они являются, но не должны быть. Это описание не раскрывает сути его работ полностью, т.к. они имеют много невидимых слоев, делающих их интересными. Мне нравится термин нет.арт, особенно из-за этой маленькой точки посередине.